Как развить свой EQ

maket39     Вспомните свой школьный и институтский выпуск. Кто добился в жизни успеха, а кто нет? Наверняка, вы заметите, что те, кто были круглыми отличниками, медалистами, вовсе не обязательно смогли сделать хорошую карьеру и вообще реализоваться в жизни. Зато многие двоечники и троечники, которым учителя прочили массу неприятностей в жизни, весьма недурно зарабатывают, да и вообще вполне счастливы. Никакой взаимосвязи между высоким интеллектом и успехом в жизни найти не получается. Получается, неправы были наши родители и учителя, а прав народ, придумавший поговорку «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»?

     Подобные вопросы заинтересовали не только отличников-завистников, но и многих западных психологов. В ходе ряда исследовании ответ был найден. В 1995 г. вышла книга Даниеля Гольмана «Эмоциональная культура: Почему она может иметь большее значение, чем IQ», сразу попавшая в списки бестселлеров. Даниель Гольман подвел своеобразный итог всем исследованиям, которые проводились в данной области до него, и объяснил рядовым читателям феномен EQ – эмоционального интеллекта, уровень которого отвечает за успех в жизни каждого отдельно взятого человека. Выяснилось, что высокие баллы по тесту IQ, которые зачастую являются критерием для приема на престижные и высокооплачиваемые места работы, отнюдь не являются гарантом того, что сотрудник будет успешен. Гораздо важнее получить высокие баллы по EQ-тесту.
     У данной теории вскоре появились как почитатели, так и противники. Последние утверждали, что IQ все же важнее, чем EQ. Однако на самом деле никакой дилеммы здесь не существует. Тест на IQ нужен для определения уровня интеллектуального развития человека, определения его логических и аналитических способностей. Эти навыки очень важны для успешной трудовой деятельности. Однако известно, что уровень IQ закладывается в человека генетически и окончательно сформировывается 17 годам, после чего повысить его практически невозможно, а к старости IQ постепенно снижается.
     Если строить мнение о человеке лишь на базе его высокого IQ, может оказаться, что такой человек при всем своем уме, совершенно невыносим: некоммуникабелен, пессимистичен, неуверен в себе. И это говорит о том, что при высоком уровне IQ человек лишен задатков эмоционального интеллекта.
     Эмоциональный интеллект – это система навыков, присущая практическим людям, это личные и социальные аспекты общих способностей, здравый смысл и чувствительность, умение ощущать политическую и социальную обстановку, справляться со стрессом, принимать верные решения, руководствуясь рациональными соображениями и интуицией, грамотно строить отношения с окружающими, находить выгодные для себя компромиссы и управлять своими импульсивными порывами. Эмоциональный интеллект, в отличие от IQ, можно развивать, причем как самостоятельно, так и с помощью специальных тренингов. Кроме того, с возрастом EQ, в противоположность IQ, возрастает. Но если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить.
      Эмоциональная культура включает в себя 5 областей или сфер и 15 разделений или шкал внутри этих областей:

·         Внутриличностная сфера

Самоанализ

Ассертивность

Независимость

Самоуважение

Самореализация

  • Межличностная сфера
Эмпатия

Социальная ответственность

Межличностные отношения

  • Сфера приспособляемости (Адаптативность)
Понимание (адекватная оценка) действительности

Гибкость

Умение решать проблемы

  • Сфера умения справиться со стрессом
Переносимость стресса

Контроль над импульсами

  • Сфера общего настроения
Оптимизм

Счастье

Когда у человека слабо развита одна или несколько сфер эмоциональной культуры, это обязательно обернется для него проблемами. Они могут затронуть отношения с коллегами или семьей, могут спровоцировать пессимистичные настроения или явиться толчком к развитию разного рода фобий и страхов. Рассмотрим все сферы эмоционального интеллекта подробнее.

 Внутриличностная сфера
Внутриличностная сфера – это область внутреннего «Я» человека. Она отвечает то, насколько человек в ладах с собственными чувствами, какого мнения он о себе и своей деятельности.  Успех в данной области означает, что индивид ощущает себя сильным и самостоятельным в жизни и на работе, что он умеет выражать свои чувства и мысли, готов постоять за свои убеждения.

Самоанализ

Самоанализ отвечает за умение человека различать свои чувства и эмоции, за его способность понять, чем они вызваны.

Пример:

Марина работает секретарем в крупной компании. Недавно отдел персонала проводил тестирование среди сотрудников, желающих занять вакантную должность в отделе развития. Марине очень хотелось выиграть этот конкурс. Более того, она была практически уверена, что место достанется ей. Она подходила по всем требованиям. С самого утра она представляла себе, как ей сообщат, что она с блеском выиграла конкурс, оставив позади всех конкурентов. Весь день Марина не могла дождаться вечера, когда должны были объявить итоги. Из-за нервного ожидания все валилось у нее из рук, она никак не могла сосредоточиться на работе. Она даже несколько раз принималась собирать вещи для переезда в другой отдел.

Наконец подошло время оглашения результатов конкурса. Марина конкурс не прошла. Через несколько минут ее вызвал к себе директор. Сначала он выразил свое недовольство по поводу ее участия в конкурсе, намекнув, что не собирается отпускать ее с места секретаря, а потом резко отчитал за неправильно сделанные отчеты. Отчеты Марина готовила, уже предвкушая свою новую должность, поэтому из-за волнения все напутала. Отчеты пришлось срочно переделывать, из-за этого она задержалась на работе допоздна.

Уставшая, Марина пришла домой и увидела, что муж сидит и смотрит футбол по телевизору. Марина закричала: «Вечно, как ни придешь, ты в телевизор пялишься! Надоел мне твой футбол и хоккей, и теннис! Неужели не можешь хоть раз встретить меня приготовленным ужином и убранной квартирой? Ты всю жизнь мне испортил! Зря я маму не послушала и вышла за тебя замуж!» После этих слов она запирается в спальне. В итоге и вечер, и отношения с мужем совершенно испорчены. Через некоторое время Марина понимает, что зря сорвалась на муже, и что он вовсе не виноват в ее неудачах на работе. Но сделанного уже не вернешь.

Этот пример показывает, как человек не умеет распознавать свои эмоции и контролировать их. Ведь Марина раздражена не поведением мужа, а ситуацией на работе. Просто по приходу домой ее недовольство достигло точки кипения, но если бы Марина распознавала свои чувства и контролировала их, она могла бы сказать мужу: «У меня сегодня был очень тяжелый день. Я очень устала. Мне нужно отдохнуть, сделай телевизор потише». После этого можно было бы принять ванну, расслабиться, успокоиться, а потом здраво оценить ситуацию.

На эмоциональном самоанализе строится большинство эмоциональных способностей человека. Если человек понимает, откуда берутся его чувства и эмоции, он может самостоятельно контролировать их. Без самоанализа не возможно дальнейшее совершенствование эмоционального интеллекта.

Нужно научиться анализировать собственное поведение и реакцию окружающих на себя и свои действия. Как только вы увидите, что именно в вашем поведении вызывает негативное или позитивное отношение со стороны других людей, вы сможете эффективнее самосовершенствоваться.

Целью эмоционального самоанализа является определение своих слабых мест и контроль над ними. Любой человек может злиться, разочаровываться, раздражаться, но далеко не все в состоянии контролировать свои эмоции, знать, чем они вызваны и уметь не вымещать раздражение на окружающих. Умение распознавать эмоции и пускать их в безопасное русло приходит с опытом, для начала надо лишь постоянно анализировать свое поведение и реакцию окружающих на себя.

Ассертивность (Самоутверждение)

Ассертивность – это способность выражать свои чувства (гнев и радость, дружеские и сексуальные чувства), высказывать убеждения и мысли (отстаивать свое мнение, свою позицию, несмотря на противостояние противоположной стороны и даже если это эмоционально тяжело), отстаивать свои личные права (не позволять себя эксплуатировать). Ассертивность предполагает, что человек высказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии.

Пример:

Мария – специалист аналитического отдела на заводе. Она окончила школу с золотой медалью, легко поступила в престижный институт и получила красный диплом, а затем защитила кандидатскую диссертацию. Она всегда легко излагала свои мысли на бумаги, но боялась публичных выступлений. Привыкнув к успехам на учебном поприще, Мария, придя на работу на завод, рассчитывала на скорое повышение: ее отчеты приводились всем в пример, они были самыми четкими и правильными. Однако, когда освободилось вакантное место, на него назначили не профессиональную Марию, а коммуникабельную и бойкую Зою. Мария расстроилась и стала анализировать ситуацию. Она поняла, что в не никогда не увидят руководящего потенциала, если она и дальше будет профессионалом лишь в бумажной работе и будет бояться высказывать свое мнение и спорить с коллегами на собраниях и совещаниях. Уже к следующему совещанию Мария набросала свои взгляды по тем вопросам, которые были на повестке дня. Она репетировала свое краткое выступление дома перед зеркалом. Мария очень волновалась, но все-таки выступила на совещании. Она готовила выступления к каждому следующему совещанию, сама просила предоставить ей слово, хотя для этого требовалось очень большое внутреннее усилие, спорила с коллегами и профессионально отстаивала свое мнение. Через некоторое время выступления перестали пугать Марию, а еще спустя несколько месяцев Марию назначили начальником аналитического отдела.

Ассертивность иногда путают с агрессивностью, но это не так. Агрессивность – это всегда нападение, а ассертивность – отстаивание собственных взглядов, с учетом чувств и мнений других людей. Агрессивностью – тоже возможный путь для достижения собственных целей, но агрессоров избегают и недолюбливают, ассертивных же людей уважают и считаются с их мнением. Ассертивность может предполагать компромисс между мнениями двух людей, так как она строится на логике, рассудочности и доказательствах собственной правоты, но она не ущемляет мнения противоположной стороны.

Независимость

Независимость – это способность самоконтроля, умение управлять своими чувствами, мнениями и поступками, не полагаться ни на кого при принятии решения (что не исключает умения советоваться и принимать чужую точку зрения). Независимые люди действуют самостоятельно и ни на кого не перекладывают ответственности. В своих решениях они опираются на уверенность в себе.

Пример:

Петр работал помощником руководителя. Когда перед ним вставал какой-либо спорный рабочий вопрос, требующий его инициативы и принятия какого-то решения, он тушевался и считал необходимым с кем-нибудь посоветоваться. Он тратил массу лишнего времени на то, чтобы спросить совета у коллег. Потом он не мог решить, какой из предложенных советов лучше, и вновь спрашивал чужое мнение. На самом деле Петр вполне мог решить вопросы и сам, но он не доверял собственному взгляду, впрочем, и советы коллег его не удовлетворяли. В итоге на простейшие решения уходила масса времени, весь офис был в курсе проблем Петра и тех вопросов, которые перед ним ставит руководитель. Через некоторое время Петра уволили, и ни у кого это не вызвало удивления.
Способность принимать решения самостоятельно – это умение независимых людей. Человек, не умеющий взять на себя ответственность за решение, никогда не сможет достигнуть успеха.

 

Самоуважение

Самоуважение – это умение уважать себя и принимать себя таким, какой ты есть, то есть знать свои плюсы и минусы, уметь находить для себя возможности благодаря своим знаниям и предупреждать неприятности, которыми чреваты недостатки. Нужно научиться не осуждать себя за свои недостатки, а мириться с ними или работать над их исправлением. Из самоуважения вырастает уверенность в себе, самостоятельность и реалистичная самооценка.
Самоуважение иногда путают с самолюбованием и самодовольством. Но самоуважение не допускает взгляда на окружающих свысока, так как человек понимает, что и другие люди наделены этим же качеством.
Подводный камень самоуважения – это постановка недостижимых целей на основе своих положительных качеств. Такая позиция может привести к серьезным стрессам и депрессиям.

Пример:

Екатерина – единственный и обожаемый ребенок в семье. С детства ее убеждали, что она должна достигнуть очень многого. Когда Екатерина окончила институт, ей нужно было искать работу. Екатерина считала, что с ее способностями она будет рассматривать должности не меньше, чем заместителя начальника какого-нибудь отдела. Целый год она отправляла свои резюме на данные вакансии, но не получила ни одного ответа. Она обратилась в кадровое агентство, и там ей сказали, что с ее знаниями и опытом она может рассчитывать лишь на должность рядового менеджера или секретаря. То же подтвердили и в других агентствах. Для Екатерины это явилось настоящим ударом, ведь она была о себе гораздо более высокого мнения.

Самоуважение предполагает реальный взгляд на ситуацию, тщательное планирование и прогнозирование своих поступков, основывающееся на знании своих сильных и слабых черт.  

Самореализация

Самореализация – это умение реализовать свои скрытые возможности и свой потенциал. Самореализация позволяет человеку вести полную жизнь. Люди, раскрывающее свой потенциал, занимаются приятным и интересным делом, они постепенно реализовывают себя в течение всей жизни и получают от этого удовольствие. Самореализация позволяет ставить долгосрочные цели и осуществлять их за счет собственного потенциала. Развитие собственных талантов – это источник энергии для самосовершенствования и достижения успеха. Люди, идущие по пути самореализации, счастливы тем, что они делают и стремятся всегда достичь большего и еще полнее раскрыть свои таланты.
Стремление к самореализации – это умение ставить перед собой цели и добиваться их. Люди часто дают себе различные обещания, но мало кто в состоянии их выполнить. Это связано с тем, что кроме постановки цели нужно наметить пути ее решения, направленные на реальные и легкодостижимые действия.

Пример:

Антонина работала менеджером по рекламе на крупном телеканале. Она была одним из лучших сотрудников, ее ценило руководство. Но самой Антонине ее работа была не по душе. Казалось бы, все получалось, все выходило, а счастья и самоудовлетворения работа не приносила. В конце концов, у Антонины началась депрессия. Тогда-то она и решила сменить место работы. Никто не мог ее понять, а руководитель даже предложил ей повышение, только бы она не уходила. Но Антонина отказалась.
Дома она начала думать, какая работа ей по душе. Анализируя, что в жизни приносит ей удовлетворение, она поняла, что больше всего любит шить. Правда, она никогда не умела делать этого профессионально. Антонина поступила на курсы кройки и шитья, а потом устроилась обычной швеей на комбинат. Работа ей действительно нравилась, хоть и приносила гораздо меньше денег. Через некоторое время Антонина смогла набраться опыта, уволилась с комбината и открыла вдвоем с подругой собственное ателье. Таким образом Антонина нашла себя в жизни и реализовала свой талант.
Пример показывает не только то, что не нужно бояться менять что-то в жизни, но и то, что необходимо выбирать ту работу, которая вам по душе. Часто люди выбирают ту или иную работу только из-за того, что там платят больше денег. В итоге они могут хорошо справляться с обязанностями, но в них никогда не появится особого азарта, присущего людям, любящим свое дело и самореализовывающимся в нем. Делая любимую работу, человек может достичь огромных успехов. Остается лишь понять, что действительно доставляет вам удовольствие. Возможно, ваше хобби или увлечение (от кулинарии до цветоводства, от вышивания до рисования) – и есть ваш путь самореализации, который принесет вам деньги и успех.

Самореализация и занятие любимым делом позволяют человеку жить полной жизнью и быть ею довольным.

Межличностная сфера

Межличностные отношения – это сфера, отвечающая за искусство общения. Люди, наделенные высоким эмоциональным развитием в данной области, вызывают доверие окружающих, обладают чувством ответственности, эффективно работают в команде.

Эмпатия

Эмпатия – это способность понимать чувства других людей, «встать на их место и посмотреть на мир их глазами». Люди с развитой эмпатией «эмоционально читают» окружающих, их действительно интересуют эмоции других людей.

Научиться эмпатии означает умение понимать скрытые подтексты в заявлениях других людей, улавливать эмоции окружающих и строить диалог, опираясь на эти знания.

Пример:

Владимир назначил своей жене встречу в ресторане в 7 вечера, чтобы отметить годовщину свадьбы. Но на работе шеф срочно назначил совещание, дозвониться до жены и предупредить он не успел. Когда он наконец смог уйти с работы, не завелась машина, а потом оказалось, что цветочный магазин уже закрылся. В ресторане жена его не дождалась. Владимир приехал домой и сразу был встречен гневной тирадой жены. На это Владимир  сказал: «Я понимаю, что ты обижена на меня. Я и сам на твоем месте был бы вне себя от злости и обиды. Ты не поверишь, но столько всего случилось. Давай пойдем в соседнее кафе, посидим там и постараемся все-таки приятно провести этот вечер, ведь я действительно хотел отпраздновать наш праздник, а по дороге я тебе расскажу, почему все так получилось».

Оправдание Владимира является эмпатическим. Он понимает, почему обижена жена, и показывает ей, что он разделяет ее точку зрения. При этом он предлагает конструктивный выход. Владимир повел себя правильно, потому что не стал просто оправдываться перед женой или срываться на ней из-за своего тяжелого дня.

Люди, умеющие делать эмпатические заявления, располагают к себе окружающих, так как учитывают их точку зрения, а не настаивают на своей правоте. При этом эмпатия – это не любезность и не сочувствие. Сочувствие ставит человека выше собеседника, а любезность – это лишь умение говорить человеку приятные вещи.

Люди, обладающие эмпатией, не обязательно принимают точку зрения собеседника, они просто признают возможность существования чужого мнения и уважают его. Именно поэтому эмпатия должна поддерживаться ассертивностью.  

Эмпатия помогает сдерживать гнев и вспыльчивость. Прежде, чем разозлиться и начать наступать на собеседника, надо лишь попытаться представить себе его чувства и его точку зрения или хотя бы просто узнать его мнение, выслушать и постараться понять, а уже потом принимать какие-то решения.

Социальная ответственность

Социальная ответственность – это умение быть заинтересованным в сотрудничестве, хотеть вносить свой вклад в общее дело, быть инициативным членом социума. Люди, обладающие высокой социальной ответственностью, поступают ответственно, даже не получая от своих действий личной выгоды, действуют совместно с другими членами общества и на благо им, принимают общественные правила поведения и следуют им, живут в согласии с совестью. Такие люди отзывчивы и используют свои таланты на благо другим людям.

Сфера приспособляемости (Адаптивности)

Сфера приспособляемости  - это умение оценить весь круг проблем, найти пути их решения. Люди, наделенные высоким уровнем адаптативности, находят пути выхода из затруднительных ситуаций на работе и в семейной жизни.

Понимание (адекватная оценка) реальности

Понимание реальности – это умение видеть реально существующую ситуацией, не подменяя ее воображением или собственным мнением. Люди, адекватно оценивающие реальность, воспринимают действительность такой, какой она является в действительности, не подменяя ее собственными ожиданиями или страхами. Реалистичный взгляд на действительность предполагает сосредоточенность на окружающих вещах, способность не отвлекаться от внешнего мира и умение анализировать его сигналы.

Пример:

Лиза пришла на собеседование в компанию. После пяти минут разговора у проводящего собеседование человека зазвонил телефон, он коротко поговорил и сказал Лизе, что сейчас не может продолжить беседу, так как его срочно вызывают в один из филиалов, но ей обязательно позвонят в ближайшее время и назначат еще одну встречу. Лиза пришла домой в слезах. Она сказала маме, что е не приняли на работу, даже договорить с ней не захотели и придумали повод лишь бы побыстрее от нее избавиться. Лизу утешали всей семьей, а следующим утром  ей позвонили и действительно назначили повторное  собеседование.
То есть Лиза подменила реальность своими страхами, даже не постаравшись проанализировать ситуацию.

Гибкость

Гибкость – это умение перестраивать свои мысли, действия и чувства сообразно складывающейся ситуации. Люди, наделенные гибкостью, умеют приспосабливаться  к действительности, у них быстрая реакция, они не склонны к упрямству. Эти люди умеют признавать свои ошибки и исправлять их, они открыты для новаторства.

Умение решать проблемы

Умение решать проблемы – это способность видеть назревающую или уже имеющуюся сложность, сформулировать ее, развить и воплотить план по ее решению. Люди, умеющие решать проблемы, не боятся смотреть в глаза неприятностям, они собранны и методичны в своих действиях.

Сфера умения справляться со стрессом

Сфера умения справляться со стрессом - это способность противостоять стрессу. Люди, умеющие справляться со стрессом, не сдаются перед сложностями и проблемами, они невозмутимы и не допускают импульсивности в поступках, умеют справляться с различными задачами на работе и дома, лучше сохраняют свое физическое и душевное здоровье.

Переносимость стресса

Переносимость стресса – это умение противостоять неблагоприятным событиям и проблемам, не отступая и активно справляясь со стрессом. Люди, обладающие этим качеством, ищут выход из сложной ситуации, относятся ко всему с оптимизмом, внутренне уверены, что проблему всегда можно решить. Такие люди легче переносят кризисы и не допускают депрессивных состояний. Но выход из сложной ситуации найти проще, чем справиться с эмоциональными проявлениями стресса. В этом случае очень помогает овладение разными методиками расслабления: йогой, акупунктурой и др. Разным людям подходят различные методики, но из всего их разнообразия вполне можно выбрать подходящий вариант.

Контроль над импульсами

Контроль над импульсами – это умение удержать себя от немедленной, импульсивной, реакции на события, подумать прежде, чем приступать к действию. Люди, умеющие контролировать импульсы, умеют сдерживать свое агрессивное поведение, не склонны к скоропалительным выводам и необдуманным действиям. Неумение сдерживать импульсы чревато взрывными реакциями, сопровождающимися позже чувством вины.
Люди, умеющие сдерживать импульсы, приятны в общении, они умеют оценивать перспективы после совершения каких-либо поступков и контролируют свое поведение.

Сфера общего настроения

Сфера общего настроения – это умение воспринимать будущее позитивно, испытывать довольство жизнью, доставлять радость себе и окружающим.

Оптимизм

Оптимизм – это умение в любом событии видеть положительные моменты и не сдаваться перед неприятностями. Психологи выяснили, что оптимистичных людей от пессимистичных отличает то, что они считают неудачи в жизни временными, смотрят на неудачи как на отдельные ситуации, а не как на злой рок, не берут на себя всю вину за события, а рассматривают и внешние причины. Попав в сложную ситуацию, оптимисты ищут из нее выход, опираясь на свои возможности и опыт и надеясь на положительный исход дела.

Счастье

Счастье – это умение быть довольным и удовлетворенным собой и своей жизнью, желание доставлять себе и окружающим радость, веселиться. Доказано, что счастье не зависит от богатства и по большому счету не имеет отношения к внешним факторам, счастье – это внутреннее состояние человека. Экстраверты счастливее интровертов, так как изоляция от общества счастья никому не приносит.
Действительно счастливые люди находят радость в простых вещах – солнечном дне, первых цветах, интересной книге, они умеют работать с таким же воодушевлением, как и проводить свободное время.

 
Итак, мы рассмотрели основные составляющие EQ. И важно то, что все описанные навыки и способности можно развить самостоятельно. В этом вам могут помочь и специальные тренинги, рассчитанные на повышение EQ в целом, и отдельные программы, призванные обучить эффективному решению проблем, борьбе со стрессом, развитию различных личностных характеристик. Кроме тренингов есть большое количество психологической литературы, нацеленной на развитие навыков и черт характера. А благодаря методике EQ, вы видите, в каком направлении надо развивать собственные способности.


© Ирина Альбицкая
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вход в систему

Реклама

Экспедиция Выходного Дня
от Fairing-Club
в тройке лучших проектов
по ПФО в номинации
"Развитие и продвижение
территорий" по итогам 2015 г.
luch


FAIRING-CLUB - ПОБЕДИТЕЛЬ
ОБЛАСТНОГО 
КОНКУРСА
"УСПЕХ ГОДА - 2013"

  -2013



Контакты

По всем интересующим вопросам, связанным с экспедициями выходного дня или проведением тренингов, пишите fairingclub@gmail.com

Будем рады ответить на любые вопросы!

Рейтинг@Mail.ru